дыхание севера

О роли котов в медитации

Не стоит принимать на веру любую глупость, даже если ее проповедуют неглупые люди.

Великий учитель дзен-буддизма, возглавлявший монастырь Майю Каги, любил своего кота больше всего на свете. Когда он медитировал, кот всегда был рядом — так учитель получал максимальное удовольствие и от практики, и от общения с любимцем. Но как-то утром учителя, который уже был в почтенном возрасте, нашли мертвым. Его место занял самый старший ученик. “Что мы будем делать с котом?” — спросили остальные монахи. В дань памяти о великом учителе его преемник решил позволить коту продолжать посещение занятий. Некоторым послушникам из соседних монастырей стало известно, что в одном из самых знаменитых храмов округи в занятиях по медитации принимает участие кот. Слухи эти быстро распространились.

Прошло много лет. Кота уже давно не было, но ученики того монастыря Майю Каги настолько привыкли к сложившейся традиции, что теперь коты присутствовали на медитации всегда. Более того, в других монастырях делали так же, поскольку считали, что именно кот принес Майю Каги славу. Все уже позабыли о мудром учителе и его любимце, с которого началась эта история. Новые поколения стали издавать специальные трактаты о важности котов в практике медитации дзен-буддизма. Один университетский профессор написал на эту тему диссертацию, очень серьезно воспринятую в ученых кругах. В ней доказывалось, что коты обладают способностью усиливать концентрацию человека и снимать отрицательную энергию.

Целый век в тех краях кот считался неотъемлемой частью учения дзен-буддизма. Затем в монастырь Майю Каги приехал новый учитель, у которого была аллергия на кошачью шерсть, и запретил присутствие котов на ежедневных занятиях. Все протестовали, но учитель оставался непреклонен. Он оказался очень талантливым, и его ученики развивались и совершенствовались, несмотря на то что кота уже не было рядом. Постепенно соседние монастыри, которые постоянно находились в поиске новых идей и которым давно надоело кормить целую стаю котов, стали удалять животных с занятий. В течение следующих двадцати лет появились новые революционные работы с такими убедительными названиями, как “Важность медитации без котов” или же “Балансирование вселенной дзен силой собственного разума и без помощи животных”.

Прошло еще сто лет, и коты совсем исчезли из монастырей. Вся эта история длилась два столетия — только потому, что никто ни разу не задался вопросом: а откуда, собственно, на медитативных занятиях дзен-буддистов взялись коты?

Писатель, узнавший об этой истории, записал в своем дневнике: “А сколько среди нас таких, кто за всю жизнь так и не осмеливается задать себе вопрос: “Почему я так поступаю?” И как далеко зашло наше использование бесполезных “котов” только потому, что нам не хватает решительности от них отказаться?”


Взято из Yogajournal