крылья

Свет, цвет, музыка

Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
Г. Гессе «Игра в бисер»



Моё первое цветное восприятие музыки произошло в школе на уроке музыки. Я с удивлением обнаружила, что слышу игру на пианино и параллельно вижу радугу. Далее я визуализировала различные голоса певцов. в основном преобладали алый, белый, серебристый, бордовый, коричневый и т.д. цвета. Сейчас подобная визуализация происходит, если сосредоточится, она не самопроизвольна. Данное явление меня ни коим образом, не удивляло, до тех пор пока я не узнала, что не все могут видеть цвета музыки. Разочарование. Удивление. Как? Почему не всем это доступно? Возможно, восприятие цветовых оттенков музыки доступно для развития?

По-моему опыту развитию данной особенности восприятия могут помочь занятия йогой.
Одной из видов практик была следующая: мы пели мантру - ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. На каждый слог был представлен свой цвет со значением.

Слог ОМ наиболее значимый в мантре. Произнося слог ОМ, созерцающий должен внутр. взором увидеть Авалокитешвару в белом одеянии (сострадание). Слог МА вызывает видение Будды Вайрочана синего цвета (спокойствие), НИ — видение Будды Ваджрасатва белого цвета (очищение), ПАД — видение Будды Ратнасамбхава желтого цвета (созерцание), МЕ — красный Амитабха (уничтожение заблуждений), ХУМ — зеленый Амогасиддхи (трансцендентное мышление).



Мне кажется человеку доступно развитие подобного зрения. Только надо захотеть и открыть соответствующие каналы. Кто-то видит музыку, кто-то слышит цвета, что тоже необычно.
Я ни сколько не сомневаюсь, что помимо йоги для развития цветного восприятия музыки применимы другие виды практик. Просто поделилась с вами опробованной мною.

"Известно, что основоположником цветомузыкального искусства считается наш Александр Николаевич Скрябин, который к тому же обладал "цветным слухом". А первой цветомузыкальной композицией стала его симфоническая поэма «Прометей» («Поэма Огня»). После «Прометея», испробовав идею на простейшем светоинструменте, Скрябин заговорил уже о необходимости введения в световую партию сложных световых форм, световой пластики. Так шаг за шагом он продвигался к реализации своей идеи синтеза всех искусств, через произведения последних лет творчества, через «Предварительное действие» к «Мистерии»." (с) snowman_john

А.Н. Скрябин, обладавший от природы цветным слухом, построил свой спектр в котором нота «до» обозначала красный, «ре» – желтый, «ля» – зеленый, «ми» и «си»- сине-белесоватый, «фа» – ярко синий, «соль» – оранжево-розовый. Именно Скрябина можно считать основоположником цветомузыки.

Тональность А.Н.Скрябина имеет следующий вид:


Далее я не буду копировать объемный материал по затронутой мной теме, а просто
Хочу поделиться несколькими ссылками:
Светомузыка http://www.etheroneph.com/audiosophia/287-svetomuzyka.html
Источник: журнал «Техника-молодёжи», №10, 1959 год. Автор: К. Леонтьев

Цветомузыка http://www.etheroneph.com/audiosophia/288-tsvetomuzyka.html
Источник: журнал «Техника-молодёжи», №10, 1965 год. Материал подготовили искусствовед А. Кириленко и инженер В. Орлов.

"Зарождение цветомузыки и мистериальные гармонии Скрябина" статья Сабанеева http://snowman-john.livejournal.com/23955.html