дыхание севера

Что есть на марке?

Оригинал взят у nostradamvs в Что есть на марке?
Иногда хочется написать какую-нибудь умную статью про редкий подвид марок. Но меня останавливает то, что придётся долго и мучительно разъяснять предысторию тем, кто не в теме. Про персонализированные и рекламно-коммерческие марки я некогда уже писал.

И подумал я. Напишу-ка общую статью с простейшим обзором почтовой марки как явления. А потом буду писать более сложные и интересные штуки, а за справками отправлять сюда. Получилось на удивление интересно. С картинками, примерами и странностями.

Почтовая марка (про непочтовые марки мы поговорим когда-нибудь в другой раз) так или иначе подчиняется определённым компоновочным принципам. На ней обязательно должен быть указан номинал и название эмитировавшей марку страны (или области). Остальные элементы – вспомогательные (собственно, изображение, год и так далее). Давайте сразу к примеру.

Перед нами обычная французская коммеморативная марка 1982 года. Справа видим название государства – Republique Française, слева – стоимость (3,00). Внизу – подпись к иллюстрации. Вверху – слово «почта» (postes) и год издания.



Теперь давайте рассмотрим каждый элемент по отдельности и убедимся, что выглядеть эти элементы могут ой как по-разному.

Оглавление статьи

1. Название эмитирующей марку страны или области
2. Номинал
3. Прочие элементы

1) НАЗВАНИЕ ЭМИТИРУЮЩЕЙ МАРКУ СТРАНЫ (ОБЛАСТИ)

Даже на марках одной страны и примерно одного времени она может обозначаться по разному. Вот, например, дефинитивная французская марка 1981 года – на ней написано не Republique Française, а просто France, то есть дано сокращённое название страны. Это сделано, как нетрудно догадаться, для экономии места.
На всякий случай поясню, что дефинитивные (стандартные) марки в первую очередь предназначены для оплаты отправления и потому обыкновенно компактны и имеют много разных номиналов при сходных рисунках – чтобы нужную сумму можно было легко набрать. А коммеморативные марки в первую очередь рассчитаны на коллекционеров (аналог юбилейных монет), и законы ценоформирования или размеров им, в общем, не писаны. Итак, французский дефинитив:



Великобритания – единственная страна в мире, которая может позволить себе не писать название государства на марке. Это связано с тем, что на первых британских марках названия страны не было, только профиль королевы, поскольку Британия была единственной в мире страной, физически эмитирующей марки. Традиция сохранилась. Британские марки обозначены только профилем королевы.



Стоит заметить, что до Елизаветы II были и другие короли. Вот, например, коммеморативная марка 1951 года, посвящённая Британскому фестивалю. Тогда королём был Георг VI, и обозначение государства – его профиль.



Отдельная история – это марки колоний. На них есть обозначение страны-сеньора и обозначение колонии. Многие колонии имеют право на эмиссию собственных марок. Например, британские Гернси, Ангилья, Бермуды и ещё десяток, французские Майотта, Новая Каледония и ещё несколько; имеющие право на эмиссию колонии есть сегодня у Австралии, Новой Зеландии, Голландии и так далее. А раньше их было ещё больше, сотни!..
Например, британский Гибралтар (с ним всё ясно). Рядом – французская Новая Каледония. Обозначение Франции – в верхнем правом углу (RF) для экономии места.



А как быть кондоминиумам? Кондоминиум – это колония, находящаяся одновременно под юрисдикцией двух государств. Обычно кондоминиумы эмитировали два комплекта марок, имевших равный статус. Вот, например, кондоминиум Новые Гебриды, принадлежавший одновременно Франции и Великобритании (ныне – независимое государство Вануату). Все марки Новых Гебрид печатались двух типов – одна на английском языке и одна на французском. Причём обозначались на каждой марке обе страны – RF и ER (королевская монограмма Елизаветы II, так тоже допустимо обозначать британские марки).



На положении кондоминиума сегодня находится княжество Андорра. У него нет собственной почты, и потому французская и испанская почтовые администрации печатают для Андорры каждая свои марки. И ладно сейчас, когда евро везде (первая марка, французская, 2006 года). А раньше на марках были номиналы в разных валютах (пример – испанская марка, 12 песет). Языки марок – по-прежнему разные. На обеих может писаться как полное название (Principat d'Andorra), так и сокращённое – Andorra.



Впрочем, бывает, что на колониальных марках не обозначают государство-сеньора. Например, на марке Австралийской антарктической территории дополнительного обозначения «Австралия» нет, как и на марке Аландских островов – обозначения Финляндии.



Кстати, раз уж мы заговорили о колониальных марках, введу понятие омнибуса. В филателии омнибус – это когда страна-сюзерен выпускает для ряда стран-вассалов большую серию марок (чаще дефинитивных, но бывают и коммеморативы), объединённых общим дизайном, различаются только названия стран и – если валюта в странах разная – номиналы. Например, известным омнибусом был омнибус с изображением яхты кайзера, выпущенный для всех немецких колоний в начале XX века (кажется, впервые в 1905 году, затем переиздавался).



Самым большим в мире омнибусом является омнибус, посвящённый юбилею Всемирного почтового союза, выпущенный Великобританией в 1949 году. В этом омнибусе (наборе из 4 марок) приняли участие, кажется, штук 50 колоний, если не больше, то есть все возможные, а было их у Британии весьма немало.



Ещё бывают совместные выпуски марок двух стран. Обычно две (или более) страны при этом печатают каждая свою марку – но с одинаковым дизайном. Например, вот пример совместного выпуска Индии и Израиля. Верхние марки – индийские, нижние – израильские. Тематически в таких случая одна марка посвящена одной стране, другая – другой.



А вот другой вариант – тут две марки (ирландская и австралийская) объединены в одном почтовом блоке.



Есть ещё один вариант обозначения страны – в единой конструкции со словом «Почта». Например, на большинстве советских марок писали «Почта СССР». Но это после реформы 1961 года, до того по-разному писали. Рядом – албанская марка, на которой написано «Албанская почта» (Posta Shqiptare). Иногда на Албанских марках было написано Shqiperia, иногда Republika e Shqipërisë, иногда – другие допустимые обозначения страны.



Сегодня название страны обязательно должно быть продублировано латиницей независимо от исходного языка эмитирующей страны. Но раньше такого правила не было. Например, прочтите что-нибудь, кроме названия валюты, на китайской марке 1909 года. Или на малайской марке времён японской оккупации (1943 год).



Единственной организацией-не-страной, которая может эмитировать марки, является ООН. Обозначаются они словами United Nations или UN. Есть три офиса ООН, независимо делающих марки – в Нью-Йорке, Вене и Женеве, марки отличаются валютой и языками.



Ещё бывает такая ситуация, когда страна одна, но марки она эмитирует от имени своих районов (регионов, штатов). Например, когда компания Format International Security Printers Ltd. печатала чудовищное количество марок от имени государства Тувалу (о том, как работают филагентва, подписывающие контракт на печать марок с небольшими государствами, мы поговорим отдельно и позже), эти марки печатались под названиями различных островов архипелага – на примере Вайтупу, Нукуфетау и Ниутао.



Кстати, забыл ответить на вопрос, как выкручиваются, если в государстве несколько государственных языков. Очень просто – дублируют всё на обоих. Например, в Бельгии – французский и голландский. И всё на этих двух языках - с одной стороны Belgie, с другой – Belgique.



А вот на этой марке указано Compania do Nyassa. Почему? Потому что почтовые отправления в португальской колонии Мозамбик осуществляла государственная компания Nyassa – она и писала на марках своё название, которое одновременно было названием территории.



Собственно, на любых марках, которые печатались не государством, а какими-либо отдельными компаниями, указано именно название компании. Характерный пример – это железнодорожные марки (то есть предназначенные для оплаты отправлений по железной дороге – про них будет отдельная статья). Первая – посылочная ж/д-марка норвежской железной дороги Throndhjem-Stören-Jernbane (1870), далее – британская посылочная марка Great Western Railway (1920), третья – французская железнодорожная марка 1960 года (к слову, во Франции ж/д марки эмитировало государство, а не частные компании).



Закрывая этот подраздел, покажу очень интересное решение, примененное на недавно эмитированных марках США. С первого взгляда кажется, что обозначения страны на марках нет. А оно есть. Если честно, больше я не встречал примеров, когда обозначение государства вписано в дизайн рисунка (хотя не исключаю, что примеры существуют).



2) НОМИНАЛ

Второй обязательный элемент любой марки – это номинал. То есть сколько и чего этой маркой можно оплатить. Тут разнообразных вариаций много больше, чем в названии государства. Раньше всё было достаточно просто – обозначалась цена и всё.
Вот марка Монако 1967 года. Обозначено – 0,01. То есть 1 сантим (0,01 франка).



В каждой стране по-разному принято обозначать стоимость предметов. Во Франции было достаточно поставить число – понятно, что франков, чего ещё. Вот советская марка 1934 года, тут обозначено – 5 копеек, то есть указана единица измерения (впоследствии писали «коп», а потом и вовсе «к» для экономии места).



А вот на Мадагаскаре в течение длительного времени (с 1961 по 2005 год) равное хождение имели две валюты – французский франк и малагасийский ариари. Соответственно номиналы указывались в том и в другом (на примере справа – 150 франков, слева – 30 ариари, это одно и то же).



В целом всё было более или менее понятно вплоть до 1990-х годов, когда почтовые ведомства большинства стран мира начали максимально упрощать жизнь своим клиентам. Задача была простой – избавить простого человека (да и сотрудника почты) от необходимости высчитывать стоимость посылки, затем наклеивать марки соответствующей стоимости – и так далее. Плюс к тому из-за инфляции или деноминаций стандартные марки устаревали, приходилось печатать новые. Поэтому появился целый ряд стандартных литер, обозначающих почтовые тарифы. Тариф меняется – а литера-то одна и та же на марке, значит, марка дорожает, а перепечатывать её не нужно. Да и тарифы стандартизированы – «по стране», «за рубеж» и так далее. Спешу заметить, что подобные номиналы используются в 95% случаев на дефинитивных марках, не на каких-либо других видах (за редчайшим исключением). Это связано с тем, что на коммеморативной марке можно поставить любую цену, и эта цена будет означать лишь сколько заработает государство. Конечно, коммеморативом можно оплатить письмо – но просто неудобно.
Например, перед нами две британских марки из одного комплекта. На одной написано 56, это понятно, 56 пенсов. А на второй написано 1st («первый»). Что это значит?



Всё просто. 1st означает «почта первого класса», то есть ваше письмо по стране (этот тариф – только по Великобритании) будет доставлен на следующий день.
Вот примеры других обозначений стандартных тарифов «по Великобритании»: 2nd (доставка в течение трёх дней), 1st-large (доставка на следующий день тяжёлого, свыше определённой массы, письма), 2nd-large (доставка в течение трёх дней тяжёлого письма).



За границу в Великобритании по-прежнему отправляются письма, маркированные марками с денежными номиналами.
В большинстве цивилизованных стран «плавающие» тарифы обозначаются литерами. Например, для Беларуси: A (простое письмо до 20 г в пределах РБ), B (простая открытка в пределах РБ), N (простая открытка за рубеж), M (приоритетная открытка за рубеж), H (простое письмо до 20 г за рубеж), P (приоритетное письмо до 20 г за рубеж). Остальные франкируются марками с денежным номиналом.



Аналогично буквы используются на Украине, только с украинскими, а не с латинскими. Рядом, для полного счастья, марка Зимбабве с литерным номиналом. Кажется, Зимбабве стала первой африканской страной, активно использующей литеры, из-за чудовищной инфляции.



Особо отличились в обозначении номинала, конечно, США. Они взяли на вооружение британскую методику (1-й и 2-й классы), но исказили её до неузнаваемости, причём так, что любой иностранец запутается в их системе в два счёта. Сначала и у них были обычные буквы:



Но потом они отказались от букв, и теперь на марках США можно встретить странные сочетания Presorted Std, Presorted First-Class, Bulk Rate, Nonprofit Standard Mail и другие. В частности Presorted Standard – это несрочная, 10-14 дней, доставка по стране. Presorted First-Class – соответственно, скорая доставка. В общем, для каждого класса – своя марка и сроки. Всего у них с полтора десятка разных обозначений для номиналов, я не буду приводить тут все, просто нужно это знать. Последний пример – оригинальная американская марка 1991 года, на которой красным по белому написано, что эта марка может как служить обычной 25-центовой, так и выполнять почтовые функции с литерным номиналом F.



А вот марка с номиналом First Class Forever. Слово Forever значит, что марка не имеет срока давности (обычно марки их имеют – для коммеморативных порядка года, для дефинитивов 2-5 лет). А эту марку можно будет наклеить на конверт и через 100 лет, и это будет срочная доставка письма по США. Соседняя марка имеет просто номинал Forever – он обозначает, что ей можно оплатить стандартную доставку по стране письма не тяжелее одной унции – отныне и навеки.



В некоторых странах система литер или классов не прижилась, но необходимость в упрощении номиналов всё-таки существовала. Слева – марка Сингапура для писем 1-го класса, такое мы уже видели. А справа – другая сингапурская марка (причём коммеморативная, кстати, у меня этот набор есть) с номиналом For local addresses only, «только для местных адресов».



В Швеции работает британская классовая система. Например, Ekonomibrev – это второй класс, а brev – первый. Таким манером маркируются в том числе и коммеморативные марки. За компанию приведена ещё финская марка для отправления первого класса (1 luokka). Вообще, классовая система много где распространена.



Интересно выглядит номинал «для пересылки по стране» на марках Новой Зеландии. Марки внутренней почты, причём как государственной, так и частных почтовых компаний, называются KiwiStamps и носят номинал KiwiStamp или просто Kiwi.



Крайне редко бывает так, что номинал не указан вообще. Это обычно происходит, когда марка эмитируется для одной конкретной цели и более ни для чего и никогда использоваться не будет. Например, на нижеприведенной египетской марке 1893 года номинала нет – это служебная марка для официальной переписки, в продажу такие марки не поступают. Впрочем, обычно номинал есть и на служебных марках, тут – исключение.



В принципе, в разное время в разных странах появлялись разные безноминальные марки, почти всегда – служебные.
Бывают крайне нестандартные обозначения номинала. Очень люблю я вот эти марки (всего в комплекте четыре штуки) – РСФСР, 1923 год, номинал – «Голодающим». По сути, номинала нет вообще, цену в почтовом ведомстве ставили, какую нужно было, а деньги вроде как шли голодающим.



Кстати, о благотворительности. Перед нами – французская марка 1982 года. Номинал указан: 1,40 + 0,30. Это почтово-благотворительная марка, то есть 1,40 – это стоимость тарифа (самой марки), а 30 сантимов вы, покупая эту марку с указанной переплатой, передаёте в какой-либо сиротский фонд (обычно при эмиссии указывали, в пользу кого выпускались марки с такими номиналами). Почтово-благотворительные марки эмитируются и по сей день многими странами мира. Справа – саксонская почтово-благотворительная марка 1946 года (дополнительный сбор шел в фонд послевоенного восстановления промышленности и сельского хозяйства). Да, кстати, сбор не может превышать величину тарифа.



Наконец, несколько слов стоит сказать про обозначение номиналов на марках печатающих автоматов (кратко – автоматных). Когда они в рулоне заправлены в автомат, на них физически нет номинала. Номинал печатается автоматом в зависимости от того, что вы набрали на пульте – от пункта назначения, массы письма и так далее. Автоматные марки позволяют оплатить любую пересылку одной-единственной маркой.



Напоследок напомню ещё раз, что на коммеморативных и всё-таки большинстве пока что дефинитивных марок номинал стоит в обычных денежных единицах страны.



Стоит добавить несколько слов о нестандартных железнодорожных номиналах. Например, на государственных ж/д-марках Франции было несколько обозначений, который можно отнести к понятию «номинал». Вот две железнодорожные марки 1941 года. На первой в углу – пустой квадрат, на второй – стоимость, 2,70 (что характерно – есть название валюты, f). Такие марки печатались без номинала, а номиналы проставлялись в последний момент в свободное поле. Внизу указаны параметры посылки, для которой действует такая марка (до 10 кг, до 20 кг).




3) ВАРИАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МАРКИ

Далее речь пойдёт о необязательных элементах марки, без которых она существовать может, но не всегда хочет.

3.1) Изображение. Об изображениях на марках мы будем контекстно разговаривать в статьях, посвящённых различным типам марок – коммеморативным, дефинитивным, служебным, газетным, авиапочтовым и так далее. Потому что изображение может быть любым.

3.2) Слово «Почта» . На значительном количестве марок присутствует слово «почта» – рядом с названием страны или в отрыве от последнего. Конечно, не на всех. Например, Италия слово «почта» не пишет, а Франция – пишет. На марках Ватикана написано Poste Vaticane (то есть только «Почта Ватикана»), а, например, на марках Мальтийского ордена написано и название страны (Sovrano Militare Ordine di Malta), и название почтовой службы (Poste Magistrali). То же – на марках Монголии (страна латиницей, Mongolia, а название почты – кириллицей, Монгол Шуудан).



3.3) Особые пометки, обозначающие тип марки

Таковых может быть несколько. Например, если это марка авиапочты, она обязательно так и обозначена – Airmail, Poste Aerienne, Luftpost и так далее.



Служебные марки (предназначенные для служебной или дипломатической почты) тоже обязательно обозначены словами Official Mail, Correspondencia Oficial и так далее. Обратите внимание, что на американской служебной марке написано: штраф за использование в частной переписке - $300.



Правда, нужно отметить, что чаще служебные марки не печатались специально, а делались из обычных путём надпечатки (в данном случае – австралийская надпечатка O.S., official stamp, 1932 год). Рядом – другой способ превращения марки в служебную, перфорированная надпись O.S. (так называемый перфин).



Подобным же образом обозначались газетные марки, предназначенные для рассылки прессы подписчикам (например, Newspapers & Periodicals).



И доплатные марки, предназначенные для доплаты получателем тарифа, если отправитель чего-то недоплатил (postage due, первая – французская марка 1882 года с маркировкой a percevoir и taxe; вторая марка – это британская доплатная с маркировкой to pay, «заплатить следует…»)



Посылочные марки (на примере первая – итальянская марка, маркированная pacchi). Вторая марка – это посылочная железнодорожная марка дорог австралийского штата Новый Южный Уэльс 1929 года. Третья – американская посылочная марка (parcel).



Во Франции железнодорожные марки были разных классов, помечался ещё и класс отправления (I, II, III, IV, V). Например, V (encombrant) – для крупногабаритных посылок.



Отдельно обозначены телеграфные марки (номинально они не являются почтовыми – это фискальные марки для оплаты телеграфного сбора).



Да, собственно, и любая другая марка характерной разновидности. Не буду все перечислять, займёмся этим в более подробных статьях.

3.4) Год эмиссии марки. Ну, это просто. Обозначен год – и всё. Конечно, год обозначается далеко не всегда – это возможная, но необязательная характеристика внешнего вида марки. Например: 1969 (правый нижний угол), 1976, 1972 (внизу над словом postage).



Иногда год выносится из тела марки на поля. Например, так делается в Венгрии (левый нижний угол на полях, 1980) или в США (левый верхний угол, 2011).



Слегка нестандартный подход к этом вопросу в Польше. Там год тоже выносится на поля, но пишется не целиком (1976), а в формате PWPW 76, где PWPW – это Polska Wytwórnia Papierów Wartościowych S.A., агентство, которое занимается разработкой и печатью польских марок.



3.5) Собственно, это следующий пункт – предприятие-производитель марки. Ставится довольно редко, выносится обычно на поля. Помимо Польши, подобную маркировку ставит, например, Испания – F.N.M.T. (Fábrica Nacional de Moneda y Timbre) (в правом нижнем углу).



3.6) Художник. Некоторые страны подписывают ещё и художника, автора дизайна марки. Его имя обычно выносится на поля. Например, Венгрия (правый нижний угол, L. Dudás). Дудас, кстати, за последние 30 лет чуть ли не половину всех венгерских марок разработал.



3.7) Номер. Поскольку филателистические блоки часто печатаются ограниченным тиражом, на них иногда (далеко не всегда) ставятся порядковые номера (т.н. номерной блок). Коллекционеры-безумцы (имхо) гоняются за первыми блоками из тиража, я обычно не обращаю на номера внимания, поскольку отношу это (как и год, как и имя художника) к сугубо технической информации. Впрочем, как я уже писал, коллекционировать можно тысячами способов. Например, советский почтовый блок 1977 года, порядковый № 017245.



Сегодня на блоки иногда ставится штрих-код (пример – Украина, 2007 год).



Ещё номера бывают у фискальных марок (о них мы будем значительно позже много говорить). Например, канадская марка оплаты счёта за газ:



Собственно, мы разобрали все элементы, которые могут присутствовать на марке. То есть не совсем все, но различные частные случаи мы будем рассматривать в более подробных материалах. Не переключайте канал.

Полный список материалов о филателии можно посмотреть в оглавлении моего Живого Журнала.

Recent Posts from This Journal