дыхание севера

Город Будущего из "Соляриса" Тарковского

Оригинал взят у buddha_ek в Город Будущего из "Соляриса" Тарковского
    


В комментариях постов про Японские мегаполисы(Токио и Осака), несколько раз всплывал вопрос о визуализации/ощущении города будущего. Например вот: "Тянет на город будущего?". Там в принципе дается верный ответ, относительно текущего расклада в сем вопросе. В частности Токио считался таковым во второй половине 20 века, вплоть до 90-х годов. На 60-70 годы пришелся пик его "футуристического" развития, с небоскребами, хайвеями, монорельсовым транспортом и т.п. К 90-м же в Токио банально закончилось свободное место для легкой застройки, да и экономический спад начался.. в результате оного, сейчас на первое место в образе "городов будущего" вышли такие локации, как например Гонконг и Сингапур, футуристическая застройка которых началась значительно позже и там были реализованы многие, более современные идеи урбанизации.

Но в 60-70 Токио был впереди всех. Особенно на фоне Российской урбанизации. Поэтому именно Токио "сыграл" город будущего в экранизации "Соляриса" Станислава Лема, за авторством Тарковского от 1972 года: съемочная группа специально каталась на автомобиле по хайвеям и развязкам Японской столицы с кинокамерой, собирая необходимый материал для эпизода с поездкой экс-пилота Анри Бертона домой на машине. Что из оного получилось, можно увидеть в ролике. Мне этот эпизод нравился более всего в фильме, ибо даже в конце 80-х это была реальная урбан-футуристика(для жителя СССР), в то время как остальная sci-fi составляющая в фильме была представлена очень бледно.

Сам по себе фильм я не люблю.. наверно за то же, за что не любил его и Станислав Лем: "..Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот". Собственно у Тарковского и "город будущего" по задумке, место сугубо техногенное, неприятное и прямо противопоставленное "пасторальному раю" загороднего дома в предыдущем эпизоде(перед поездкой Бертона). А космоса вообще нет как такового, станция же представлена этаким вариантом "чистилища", с минимумом sci-fi атрибутов. И даже тема самоидентификации "ментальных слепков-копий", которая так любопытно раскрыта у Лема, в фильме Тарковского представлена в основном на ниве взаимоотношений с ними(копиями) и страданиями/чувством вины главного героя. Поэтому мне больше нравится вторая экранизация, за авторством Стивена Содерберга: там, при нескольких сюжетных минусах, по крайней мере отчасти наблюдается атмосфера романа, созданная красивой визуализацией и музыкой Клиффа Мартинеса(его саунд у меня теперь неразрывно ассоциируется с романом).

Tags: