наушники

Сюрреалистическая музыка



Сюрреалисти́ческая му́зыка (англ. Surrealist music) — направление в музыке, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции.
Характеризуется парадоксальным сочетанием различных музыкальных форм и стилей, а также использованием неожиданных звуковых аллюзий.

Сюрреалистическая музыка является одним из направлений в музыкальной культуре. Это направление было рождено во Франции в начале двадцатых годов прошлого века. Музыке этого направления характерно сочетание самых разных стилей и форм, причем сочетаний в достаточной степени парадоксальных. Также сюрреалистическая музыка характеризуется применением совершенно неожиданных аллюзий звучания.



Такое понятие как сюрреалистическая музыка не является общеупотребительным, также как и не характеризующим определенный жанр в музыке или эмоциональную окраску. Если есть желание послушать сложную, абстрактную, необычную, но при этом красивую музыку, то Дмитрий Соло – это то, что нужно. В творчестве музыканта есть самые различные направления от рока до психоделики. В творчестве Соло есть много рационализма и глубины, его тексты разбирают на цитаты, он четко излагает мысли и способен доносить смысл песен до своих слушателей.

Как отметил крупнейший немецкий философ и социолог Теодор Адорно, сюрреалистическая музыка представляет собой некое смешение исторически девальвированных фрагментов музыки благодаря такому их монтажу, что это позволяет придавать музыке новые смысл в рамках эстетического единства. Часто музыкальные критики говорят о таких характерных атрибуциях сюрреалистической музыки как психический автоматизм, импровизационность, коллажность.
Само течение – сюрреализм предусматривает некую психологическую направленность, которая совместила в себе сон и реальность. Это течение в искусстве и в музыке, в том числе, тесно переплеталось с идеями Зигмунда Фрейда, которой следовали многие поклонники и последователи сюрреалистической школы. Довольно часто музыканты, художники творили под воздействие наркотиков, алкоголя, гипноза, голода, чтобы освободить свой разум от материального и постичь духовное. К примеру, один из основателей «Пинк Флойд» Сид Баррет писал свою музыку, находясь «под кайфом», неудивительно, что группу стали относить к стилю психоделического рока.



Основные представители направления:
Альберто Савинио (Andrea Francesco Alberto de Chirico, Италия, 1891-1952),
Пьер Шеффер (Франция, 1910-1995),
Джон Кейдж (США, 1912-1992),
Дьёрд Лигети (Венгрия, 1923-2006),
Лучано Берио (Италия, 1925-2003),
Пьер Булез (Франция, р. 1925),
Пьер Анри (Франция, р. 1927),
Карлхайнц Штокхаузен (Германия, 1928-2007),
Люк Феррари (Франция, 1929-2005),
Маурисио Кагель (Германия, 1931-2008),
Франциско Лопез (Испания, р. 1964),
Майк Паттон (США, р. 1968).

Хотя по большому счёту лишь во второй половине XX века сюрреализм стал привлекать к себе композиторов, Э. Сати ещё в 1917 году в музыке к балету "Парад" вплетал в партитуру револьверную пальбу, гудение сирен, шум самолётов, постукивание пишущей машинки, всплески воды, звон бутылок.



Первым композиторам-сюрреалистам пришлось услышать упрёки в экстремизме, музыкальной клоунаде. Не обошла эта участь и француза Пьера Шеффера (р. 1910), родоначальника "конкретной музыки". Дебютировал он на парижском радио "Концертом шумов" (1948). Чуть позже Америка узнала "магнитофонную музыку" Джона Кейджа (1912-1992). Его эстафету подхватили Карлхайнц Штокхаузен (1928-2007): „Klavierstück XI“, Лучано Берио (1925-2003): "Sinfonia", Пьер Булез (р. 1925): "Третья фортепианная соната" - теперь уже признанные композиторы-авангардисты. В 50-е годы сюрреалистическая музыка стала активно востребоваться кинематографом, телевидением, радио, музыкальным театром. Для примера можно назвать сюрреалистический "Балет для механических кукол" В. Шрепфера (Германия), экспериментальную оперу "Орфей 53" Пьера Анри (р. 1927), балеты Мориса Бежара на музыку этих авторов.
Музыкальные произведения сюрреалистов напоминали хеппенинги (импровизацонная форма модернистского искусства, не имеющая чёткого сценария и не контролируемая музыкантом (художником) полностью; одна из задач хэппенинга - преодоление границ между музыкантом (художником) и зрителем; ввёл в употребление этот термин американский художник и теоретик искусства Аллан Капроу). Так певцы смеются, бормочут, кашляют, стонут, играют словесными конструкциями, составленными из отдельных звуков. Наряду с традиционными инструментами в ткань произведения вплетаются новые тембры: по тугой подушке бьют ковровой колотушкой, палкой - по мебели, трут наждаком по чемодану, хлопают по бумажному пакету и т.д.
Своеобразным аналогом фроттажа, автоматического письма и декалькомании стала музыкальная алеаторика, метод, допускающий неопределенность или случайную последовательность между элементами музыкальной ткани. Так, Дж. Кейдж создавал произведения из изъянов, неровностей, пятен на бумаге плохого качества, переводя эти пятна в знаки на нотном стане. Между струн фортепиано помещал различные предметы — бумагу, монетки, скрепки и т. д. — что приводило к изменению звучания инструмента ("подготовленное фортепиано").



Композиторы Дьёрд Лигети (1923-2006) и Маурисио Кагель (1931-2008), развивая традиции первопроходцев, существенно расширили музыкальное сюрреалистическое пространство.
В настоящее время выразительные средства композиторов-сюрреалистов прочно вошли в обиход концертной деятельности.

Брюитизм - техника, занимавшая особо почётное место в арсенале сюрреалистов, т.е. шумовая музыка, в которой частоты беспорядочны и нерегулярны как по времени, так и по интенсивности; для сочинения и воспроизведения шумовой музыки использовались специально сконструированные электрические инструменты, а также динамо-машины, автомобильные клаксоны, моторы, пишущие машинки и другие «звуковые объекты», огромное количество ударных, что позволяет воспроизводить механическим способом:
рёв, громыхание, взрывы, рык, удары, гул,
свист, шипение, пыхтение,
шёпот, бормотание, бубнение, ворчание, бурчание,
визг, скрип, шорох, жужжание, хруст, звуки от трения,
шум от удара по металлам, дереву, коже, камням, керамике и т.п.,
голоса животных и людей, крики, визги, вопли, стенания
Tags: