Иллюзия

История почты от Египта до наших дней

Первое документальное использование прототипа курьерского сервиса для распространения письменных документов зафиксировано в Египте, где фараоны использовали курьеров при оглашении своих указов на листах папируса примерно в 2400 г. до нашей эры.



Древнеегипетская почта была основана преимущественно на использовании многочисленных пеших гонцов, благодаря которым фараоны могли без особых затруднений осуществлять контакты с удалёнными провинциями. В Бени-Хасане на стенной росписи одной из пещер-гробниц, относящихся к эпохе Среднего царства, изображён гонец, передающий чиновнику сообщение о вторжении вражеского племени. Известно о профессиональных гонцах, существовавших в Египте в эпоху XII династии (1985—1785 до н. э.), которые развозили царские приказы вплоть до Азии. Гонцы должны были преодолевать длинные расстояния как можно скорее. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.



Древняя Греция
В Греции почтовая система была достаточно хорошо налажена в виде сухопутной и морской почтовой связи, но она не могла значительно развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении, как правило, пеших посланцев. Они назывались гемеродромами[de] (греч. ημερόδρομος). Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс — 400—500 стадий.
Самый известный из этих курьеров был Филиппид, который по преданию Плутарха в 490 году до н. э. донёс в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения. Этот бег был первым Марафоном в истории. Филипид передал только устное послание.
Для передачи особо спешных сообщений уже в древности посылали верховых гонцов. Как пишет Диодор, один из военачальников Александра Македонского держал при своём штабе гонцов — всадников на верблюдах.
Древние римляне владели хорошо организованной сетью курьеров для распространения сообщений в целях армии. Они создали специальные станции, где можно было переночевать или поменять лошадь. Латинские названия станций для смены (mutatio posita) и отдыха (mansio posita) стало прародителем слова “Post” (Почта).
Племена, обитавшие и кочевавшие на территории нашей будущей страны, тоже не желали оставаться без информационной поддержки. Еще в I тысячелетии до нашей эры греческие историки упоминали, что скифы и сарматы передают устные сообщения с гонцами.
Такой вестник заучивал "письмо" со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".
В Китае почтовая служба пеших и конных гонцов возникла довольно рано; её основали ещё при династии Чжоу (1123—249 до н. э.). В те времена почтовое сообщение поддерживалось с помощью 80 гонцов и восьми главных курьеров, для которых на расстоянии 5 км были устроены постои для питания и на большем удалении — пункты для ночлега. Эта почтовая система была значительно расширена при династии Цинь (221—206 до н. э.) и особенно при династии Хань (206 до н. э.—220).
Во времена расцвета культуры майя также имелась развитая служба гонцов, но о ней известно очень мало.
В 1266 г., почти на 100 лет раньше чем в Германии - стране с наиболее развитой по тем временам почтой, появляются первые правила проезда гонцов по русским землям. Почта тогда стала неотъемлемым звеном государственной административной машины и средством связи между образованными людьми.

Что касается Великого Новгорода XI-XV вв. на Руси. Находки в последние годы десятков берестяных писем-грамоток, доставленных по каналам связи, позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и о существовании в боярской республике развитой системы пересылки частной корреспонденции.

Татарское нашествие принесло неисчислимые беды русской земле. Приостановилось развитие почты. Долгие годы отечественная система связи находилась на уровне XIII в. Единственно, что русские позаимствовали у поработителей, так это новое название почты - ямская гоньба.

С конца XV в., после того как Русское государство сбросило оковы татаро-монгольского ига, начинается расцвет ямской гоньбы. Появляются первые почтовые учреждения, возникает новый вид почтовых услуг, оказываемых населению, - платная доставка судебных повесток-повозок. Иностранцы, посещавшие Московию, еще в первой четверти XVI в. называли русскую систему связи "почтой", хотя на Руси это слово стало широко применяться только с середины XVII в.

Большой вклад в развитие русской почты внес выдающийся государственный деятель А.Л. Ордин-Нащокин. Под его руководством была создана регулярная почтовая гоньба для доставки частной корреспонденции. Ее развили и улучшили в конце XVII - начале XVIII вв. Регулярная доставка писем осуществлялась из Москвы в Архангельск, Петербург, Астрахань, Азов, Киев и даже через всю Сибирь в Кяхту к китайской границе.



Первые линии регулярной общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в "немецкие" страны. Так иногда русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам "немых" языках. Отсюда и пошло наименование первых почт в Ригу и Вильно (Вильнюс) - "немецкая", в отличие от ямской, обслуживающей, внутренние линии.
Рижскую и виленскую почты иногда именовали "купеческими", потому что на первых порах их деятельности основную массу корреспонденции, отправляемой за рубеж, составляли письма иностранных купцов. "Немецкую" почту от западноевропейских отличало, в первую очередь, то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе получила широкое распространение система доставки писем частными предприятиями, среди которых особого могущества достиг почтовый дом Турн-и-Таксисов.
Существование параллельно двух почтовых систем - "немецкой" и ямской - создавало множество неудобств и приводило порой к совершенно нелепым вещам.
Например, одно время из Москвы в Петербург ходили две почты: "немецкая", доставлявшая только купеческие письма и правительственные бумаги, и ямская, возившая кроме правительственной почты корреспонденцию местных административных учреждений и грамотки дворян.
Причем ямская служба взимала за свои услуги с отправителей писем значительно меньше денег, чем "немецкая". Такое положение дел нельзя было считать нормальным, поэтому с середины XVIII в. начинается слияние обеих служб.

Но обращаясь вновь ко всемирной истории почты следует заметить, что до 17го века для адресатов являлось нормальной практикой отправляться в путешествие до пункта доставки почты с целью сбора корреспонденции. Процесс оказывался крайне неприятен, если предполагаемая корреспонденция не доходила к этому моменту. Около 1700 года, Почта Пруссии представила систему доставки почты частными слугами для привилегированных получателей. Первый официальный сервис по доставке писем был упомянут в уставе Почты Пруссии в 1710. Так же огромным облегчением для отправителей стал официальный уличный почтовый ящик, представленный Почтой Пруссии в 1824.
До 1850 года являлось естественным взымать плату только с получателей отправления и только после успешной доставки. Адресаты часто отказывались оплачивать отправления, перемещая их в разряд невостребованных. Это доставляло немало неудобств, ведь факт доставки уже совершился. Более того, цена за отправление обычно зависела от выбранного доставочного маршрута. Т.к. точные карты были всем недоступны, цена за доставку для получателя всегда оказывалась разной.
Из-за того, что цена доставки в большинстве случаев была высока и равнялась средней стоимости трудового дня, люди всячески искали всевозможные пути удешевления. Например, были отправители и адресаты, использующие специальную символику, наносимую на оболочку отправления, по которой можно было понять о содержимом без получения и дальнейшего вскрытия. Получатель всегда отказывался получать такое отправление, оставляя выбор за курьером — уничтожить отправление или вернуться обратно и взять стоимость пересылки с отправителя. Риск неуплаты за отправление получателем привёл отрасль к неопределённости, препятствующей развитию стандартов почтовой доставки.
Первая централизованная почтовая служба внутри страны была создана в Англии в 1516 году. В документе “Почтовая Реформа: её значимость и целесообразность”, написанной сэром Роуландом Хиллом (Sir Rowland Hill) в 1835, появилось предложение облагать все письма до 14.5 грамм платой в один пенни, с обязательной оплатой отправителем в виде наклейки марки. За счёт этого, проблема отказов от отправлений должна была решиться.



Первая марка на планете Земля
Реформа почтовой системы, затеянная сэром Роуландом Хиллом (sir Rowland Hill) оказалась действительно успешной, — за один год объём отправлений в Великобритании утроился. Основной причиной явилась простейшая тарификация. Огромное количество почтовых операторов в континентальной Европе и Америке адаптировали концепцию предоплаты отправлений в форме марок с самоклеющейся основой.
Первые в истории марки, названные «Чёрный пенни», были выпущены 6 мая 1840 года в Великобритании



США выпустили первую марку в 1847 году. Генеральный почтмейстер США предоставил подряд нью-йоркской гравировальной фирме Rawdon, Wright, Hatch, and Edson. Продажа первого выпуска почтовых марок США началась 1 июля 1847 года в городе Нью-Йорке. На следующий день марки поступили в Бостон, а затем и в другие города. Выпуск состоял из выгравированной красно-коричневой марки номиналом в 5 центов, с изображением Бенджамина Франклина — первого почтмейстера США (Скотт #1), и марки номиналом в 10 центов чёрного цвета, с изображением Джорджа Вашингтона (Скотт #2). Как и все марки США до 1857 года, они были беззубцовыми.



Германия в 1872,



Япония в 1871г. Первые японские почтовые марки появились в апреле 1871 года[4]. Это была серия из четырёх марок, номиналы которых соответствовали различным почтовых тарифов. Замысловатый рисунок в двух цветах состоял из пары драконов, обращённых мордами к центру, где чёрным цветом были напечатаны иероглифы, обозначающие номинал. Название государства на марках указано не было. Все надписи на марках были на японском языке[3][4]. Номиналы были указаны в монах[en]: 48, 100, 200 и 500 монов. Печать почтовых марок каждого номинала производилась с помощью двух печатных плат на бумаге двух сортов, благодаря чему известны много их разновидностей.



Первые марки других стран
• 1843 — кантоны Цюрих и Женева в Швейцарии, Бразилия.
• 1845 — кантон Базель.
• 1847 — США[22], Маврикий[21].
• 1849 — Франция[21], Бельгия, Бавария.



• 1850 — Испания, Австрия, Новый Южный Уэльс и Виктория в Австралии, Саксония, Пруссия и др.
• 1851 — Канада, Сардиния, Дания, Баден[.
• 1852 — Нидерланды, Люксембург, Папская Область, почта Турн-и-Таксис.
• 1853 — мыс Доброй Надежды в Африке.
• 1854 — Индия.
• 1855 — Норвегия, Швеция
• 1856 — Мексика, Финляндия
• 1857 — Тифлис, Россия.

• 1858 — Аргентина, Молдавия.
• 1860 — Польша.
• 1861 — Италия, Греция.

• 1866 — Египет, Гондурас, Сербия.
• 1868 — Персия (Иран).
• 1871 — Япония, Венгрия.
• 1872 — Германия (объединённое государство).
• 1878 — Китай.
• 1879 — Болгария.
• 1888 — Тунис.
• 1894 — Абиссиния (Эфиопия).

К началу XX века марки были введены в употребление в 310 странах (считая в том числе и не существовавшие уже на тот момент государственные образования, например, малые итальянские и немецкие), а штемпельные конверты — в 135 странах. Число различных знаков почтовой оплаты доходило до 14 000, а их их ценность — от неаполитанской газетной марки в ½ торпезе (¼ копейки) до североамериканской газетной марки в 60 долларов (120 рублей).
С целью стандартизации почтовых правил и действий на международном уровне, США призвали к созданию международного почтового конгресса, впервые созванного в 1863 году. Председателем союза стал Генрих фон Стефан (Heinrich von Stephan), Прусский почтовый министр. В дальнейшем именно он возглавил и основал Всемирный Почтовый Союз.

Почтовые марки России (1857—1917)
Предшественниками российских марок считают конверты городской почты Санкт-Петербурга, поступившие в обращение в 1845 году. Они назывались «штемпельные куверты», имели круглый штемпель, свидетельствовавший об уплате почтового сбора, и являются первыми знаками почтовой оплаты в России. В 1846 году такие же конверты были выпущены для Москвы. Кроме того, петербургские конверты использовались также в Москве, Варшаве и Казани. В 1848 году появились конверты для иногородней почты.
10 (22) декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка России — беззубцовая, номиналом в 10 копеек (за 1 лот), вместе с марками номиналом в 20 копеек (2 лота) и 30 копеек (3 лота), а также для городской почты. В 1858 году появились первые российские марки[21] с зубцами достоинством в 10, 20 и 30 копеек. В 1864 году были выпущены марки в 1 и 3 копейки. Впоследствии выпускались марки ценностью от 1 копейки до 7 рублей; в 1884 году были введены новые образцы почтовых марок.



Марки Финляндии, Тифлиса и Польши
На территории Финляндии и Польши, входивших в состав Российской империи, а также в Тифлисе (ныне Тбилиси) выпускались собственные официальные марки. При этом в Финляндии и Тифлисе они появились раньше, чем на остальной территории России, — соответственно в 1856 и 1857 годах.
Первыми знаками почтовой оплаты Финляндии были штемпельные конверты, использовавшиеся с 1845 года. Первые марки были выпущены в обращение 3 марта 1856 года. При этом для первого выпуска был сохранён рисунок знака и техника его исполнения, применявшаяся при печати штемпельных конвертов. Последующие марки Великого княжества Финляндского, за редким исключением, выполнялись типографской печатью. Всего с 1856 по 1917 год было сделано двенадцать выпусков марок. Общегосударственные марки России в финских почтовых учреждениях не продавались, однако оплаченная ими корреспонденция беспрепятственно доставлялась адресатам.
Тифлисская марка, известная под названием «Тифлисская уника», была выпущена 20 июня 1857 года, имела хождение непродолжительное время и считается большой филателистической редкостью.
Первая и единственная марка Царства Польского была выпущена 1 января 1860 года. Её рисунок был создан в типографии Г. Гаазе в Варшаве. Он повторяет рисунок общероссийских марок того времени с некоторыми отличиями: на груди двуглавого орла помещён щиток с одноглавым орлом, отсутствуют слова «почтовая марка», а в нижней части текст дан на польском языке — «ZA ŁOT KOP. 10» («За лот 10 коп.»). Кроме того, были изменены цвета. Из-за несовершенства технологии тиснения щит с польским орлом практически не виден. Печатались марки Государственной фабрикой стемпля несколькими тиражами и отличались оттенками красок и сортом бумаги. Марки Царства Польского были изъяты из обращения 1 (13) апреля 1865 года после ликвидации его автономии. В дальнейшем, до провозглашения независимости в ноябре 1918 года, здесь использовались общегосударственные марки России.



Почтовое взаимодействие на международном уровне
Главный Почтовый Союз, — именно так по итогам подписанного 9 Октября 1874 года соглашения в Бёрне, называлось сообщество, в которое вошло 22 страны и Россия в том числе. Союз позволил установить непосредственные почтовые отношения между странами-участницами. Уже на втором мировом почтовом собрании в Париже в 1878 году название изменили на “Всемирный Почтовый Союз”. На этом конгрессе ВПС постановило, что все почтовые письма, открытки и посылки должны идти с символом оплаты в виде марки.
Союз так же постановил о введении универсального единого тарифа оплаты за отправку письма по всему миру; о предоставлении одинаковых условий для внутренних и иностранных отправлений; о сохранении всех денежных средств, собранных за международные отправления. Эти фундаментальные правила позволили избавить отправителей от огромной головной боли, — им не требовалось больше вычислять каким путём и через какие страны пойдёт отправление с целью правильного нанесения марок. ВПС постановил, что марки, выпущенные странами-членами, адаптированы для всего пути следования отправления при условии наличия на них букв латинского алфавита.
Воодушевлённые успехом развития марок во многих странах, ВПС на втором Мировом Почтовом Конгрессе в 1878 году в Париже постановил использовать марки и только марки как свидетельство об оплате. Но решение вызвало большой резонанс и показалось недальновидным, т.к. использование марок являлось очень неэффективным инструментом для крупных отправителей.
Почтовым операторам потребовалось несколько лет для создания заменяющей технологии. В 1889 Жозеф Бауманн (Josef Baumann) продемонстрировал первое устройство для нанесение оттиска, аналогичному марке, Баварскому почтовому представительству (Bavarian postal authorities), которое отклонило его предложение. В дальнейшем он улучшил алгоритм машины и даже 5го января 1900 года получил патент, но ни одна технология не получила почтового одобрения.
Первая франкировальная машина, которая ставила отпечатки на бумажном конверте, обозначающие отметку оплаты клиентом почтовых услуг, была разработана Карлом Учерманом (Karl Uchemann) и произведена норвежской компанией Krag в 1903 году.
Каждая из машин позволяла наносить отпечаток с фиксированным эквивалентом в 5 датских Эре и получила согласие на использование Норвежским почтовым представительством 15 июня 1903 года. Четыре франкировальных машины использовались в почтовых отделениях, три в частных компаниях. Однако в ближайшее время их начали изымать, — последняя была изъята уже 2 января 1905 года.
Механизация почтовой отрасли
Начиная с 1902 года, Артур Питни (Arthur H. Pitney) сконструировал серию механических франкировальных машин, не получив при этом ни на одну одобрения со стороны Почты США. Только после соединения усилий с Вальтером Боус (Walter H. Bowes), они успешно презентовали в 1920 году франкировальную машину для отправлений 1го класса Model M с возможностью регулировании даты оттиска.
В этом же году, на 7ом конгрессе в Мадриде, Испания, ВПС официально признаёт оттиск франкировальной машины как означающий оплату и постановляет их нанесение только красной краской.



В то время как Pitney Bowes Model M имела возможность наносить только одно достоинство оттиска, в 1923 году в Германии компании Bafra и Anker Werkle образовали Francotyp, получивший одобрение на первые франкировальные машины с регулируемыми суммами оттиска. Это было особенно нужно во время гиперинфляции в Германии после Первой Мировой Войны.
В отличии от марок, оттиск франкировальной машины содержит дату отправки и наносится необратимо на отправление. Марки же обычно использовались повторно, — достаточно было аккуратно отсоединить их и посадить на клей заново. Для снижения уровня потери доходов от повторного использования марок, почтовые администрации ввели процедуру гашения, при которой на марку наносится индикатор использования. Оттиски же франкировальных машин не требовали гашения, — они содержали дату отправки и их нельзя было легко скопировать с одного отправления на другое. Максимум требуемый от почтового сотрудника являлся сверить текущую дату и дату, нанесённую на франке.

Бурное развитие и стандартизация отрасли
Огромное количество изменений произошло за последующее десятилетие. Механические счётчики начали хранить почтовые регистры, т.е. оставшуюся сумму, доступную для списания в виде франков. Для “перезарядки” машины относили в почтовый офис для вскрытия и разблокировки. Это являлось основной защитой от неавторизованного использования, т.к. попытки самостоятельного вскрытия обязательно оставляли вещественные доказательства.
Стало общепринятой практикой использовать четыре почтовых регистра в франкировальных машинах
• AR, Ascending Register, увеличивающийся регистр. Регистр, увеличивающийся каждый раз при создании оттиска на сумму, указанную в отиске.
• DR, Descending Register, уменьшающийся регистр. Регистр увеличивается при каждой перезарядке на сумму перезарядки, и уменьшается при каждом создании оттиска на сумму, указанную в оттиске.
• TS, Total Settings Register, регистр общих настроек. Регистр увеличивается при каждой перезарядке на сумму перезарядки. В любое время, регистр показывает сумму между AR и DR.
• PC, Piece Count Register, регистр подсчёта штук. Регистр увеличивается каждый раз при производстве оттиска. Регистр хранит общее количество всех оттисков с момента инициализации.
На фоне экономического роста, объёмы отправлений росли, и почтовым операторам приходилось повышать уровень автоматизации для его обслуживания. Так Германия оказалась первой, где система почтовых кодов была представлена для увеличения скорости сортировки и качеств доставки отправлений в 1960 году. В 1963 году, Почта США показала систему ЗИП-кодов (ZIP-code, Zone Improvement Plan, План Улучшения Зональности), которая в дальнейшем стала базой индексов США.



В 1970х годах на рынке появились электро-механические франкировальные машины, включающие в себя микропроцессор и возможность хранить почтовые регистры уже в запоминающем устройстве с произвольной выборкой (RAM, Random Access Memory). Система печати тоже развивалась и позволяла обрабатывать уже до 12 000 отправлений в час. Пользователи “заправляли” свои машины используя обычный телефон. После того, как происходила идентификация звонящего и его устройства, пользователь сообщал сумму и вводил полученный от оператора код. Франкировальная машина проверяла вводимый код и производила разблокировку суммы в режиме оффлайн. Это позволило избавиться от раздражающих походов в почтовое отделение.



Следующее поколение франкировальных машин было электронным. Эти машины использовали цифровую технологии печати вместо традиционного использования механических штампов. В 1991, Франкотип-Посталия (Francotyp-Postalia) впервые представила цифровую франкировальную машину T1000, оснащённую технологией термопечати (термопереноса, thermal transfer print system).



Технология цифровой печати позволяла контролировать содержимое каждого оттиска франкировальной машины и наносить его на огромной скорости. Когда в 90-ые начала распространяться технология струйного нанесения, она так же нашла применение в франкировальном оборудовании.
В то время как рынок пытался заменить дорогостоящие узкоспециализированные устройства персональными компьютерами, почтовые администрации всерьёз обеспокоились о возрастающем количестве подделок и манипуляций над оттисками. Подделать факт оплаты отправления при наличии сканера и принтера вновь стало предельно просто, поэтому многие почтовые операторы обязали использовать флуоресцентную краску для нанесения оттиска.
И так в этот самый момент вы, держа в руках современные устройства связи, и пользуясь сервисом для отправки мгновенных сообщений можете оценить насколько все быстро, удобно и доступно. А представьте, что вам пришлось бы писать раз в неделю по письму, относить его на почту, клеить марку, а все для того чтобы узнать как дела у ваших друзей, родных, а затем ждать ответа. Время идет вперед, что же будет дальше? =)



Ссылки:
Вики 1, Вики 2, Вики 3. Почему.ру, История почты, pvsm.ru, Вики 4, Вики 5