фототень

Фотовыставка «Мы» (по мотивам романа Евгения Замятина) в Фотографическом музее «Дом Метенкова»

с 4 сентября по 1 нобря в Фотографическом музее «Дом Метенкова» прошла фотовыставка «Мы» (по мотивам романа Евгения Замятина)» в рамках параллельной программы 3 Уральской индустриальной биеннале современного искусства. На выставке использованы материалы Государственного архива административных органов Свердловской области и Свердловского областного музея медицины.





В романе «Мы» описано фантастическое Единое Государство всеобщего счастья, основанное на рациональной организации жизни и подавлении индивидуальности. Власть в Едином Государстве принадлежит Благодетелю, он управляет им с помощью Хранителей. Ключевая тема романа Евгения Замятина «Мы» – противопоставление индустриального общества и свободной организации людей, живущих в гармонии с природой. В романе эти два мира разделены Зеленой Стеной.



Сталинизму посвящено большое количество фотографий с контрастными надписями: "Мы вручим благодетелю ключи от твердыни нашего счастья", "Мы излечимы от фантазии, мы совершенно машиноравны", и что-то еще было про паука раскинувшего свою сеть. Идеальное общество предстало перед нами в черно-белом, сером, одинаковом обличье, все одинаково счастливы, все одинаково одеты, все одинаков маршируют, все унифицировано, сглажено, лишено права быть личностью.

Один из разделов выставки посвящен репрессиям 1937-1938 г. На Мемориале жертвам политических репрессий на 12 км. Московского тракта указано 18,5 тыс. имен погибших в Свердловской области в годы «большого террора», но точную цифру безвинно убитых или осужденных на длительные сроки заключения установить сложно. На выставке представлены уникальные экспонаты из коллекции музея, связанные с этим периодом, фотографии и копии архивных дел репрессированных.







На выставке использованы материалы следственных дел Первого секретаря Свердловского обкома ВКП(б) Ивана Кабакова, Председателя Свердловоблисполкома Василия Головина, Командующего Уральским военным округом Ильи Гарькавого, редактора газеты «Уральский рабочий» Александра Жуховицкого, директора Уралмаша Леонида Владимирова, Первого секретаря Нижнетагильского горкома ВКП(б) Шалвы Окуджавы (отца Булата Окуджавы) и других представителей советской элиты. Оригиналы дел хранятся в Государственном архиве административных органов Свердловской области и доступны для исследователей.
Людей расстреливали в тюрьмах. В Свердловске это были внутренняя тюрьма на Ленина, 17 и две тюрьмы на Репина и за Площадью обороны. Тела тайно хоронили на 12-ом км Московского тракта в общей яме. Когда в конце 1980-х г. захоронения были обнаружены, плотность тел составляла несколько десятков человек на квадратный метр. Родственники безвинно убитых людей начали размещать таблички с именами жертв прямо на деревьях. После того как в 1996 г. был открыт Мемориал жертвам политических репрессий, эти таблички передали в музей и именно они использованы на выставке.













На Мемориале сегодня указано 18,5 тыс. имен погибших в годы «большого террора». По данным ассоциации жертв политических репрессий в Свердловской области было незаконно осуждено более 45 тыс. человек, 19 тыс. из них расстреляно. Издано 10 томов «Книги памяти жертв политических репрессий Свердловской области». Но по-настоящему оценить масштабы преступлений сталинизма против человечности в целом по стране чрезвычайно сложно, многое зависит от методики подсчетов и хронологических рамок. Но в любом случае это миллионы искалеченных судеб и за каждым именем и каждой цифрой стоит отдельно взятая трагедия.

На меня данные фотографии произвели сильное впечатление. Яркая грань между счастливыми лицами, обратная сторона медали. Рабочие счастливы, люди науки осуждены. Либо строй светлое будущее и шагай строем, либо будешь арестован. Эфемерность счастья бросает в дрожь.









Счастье или свобода, свобода или счастье. А мир за оковами оказался также сер...нет ярких красок, все призрачно, еле уловимый эфир завис над деревом жизни.

Работы екатеринбургского фотографа Федора Телкова из проекта «Сказы» воссоздают мифологическую картину мира. Отправной точкой для автора послужил фольклор манси (вогулов) – полуоседлых таежных охотников и рыболовов, коренных жителей Урала. Именно они создали уникальную уральскую культуру, известную по археологическим находкам Шигирского идола и бронзовых птиц. Но художник не иллюстрирует работы этнографов. Его образы самоценны и самодостаточны, только лишь в общих чертах они совпадают с мансийской мифологией.
В фольклоре манси, как и большинства народов, мир делился на три сферы: верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный). Первый связан со светом, небом, водой, светлыми образами Жизни. В противоположность ему – полумрак пещер, духи умерших, оборотни – образы Смерти. И третий уровень, - это тот, что рядом с человеком. Он может быть и уютным пространством дома, и пугающей чащей леса.









И так, выставка поразила меня, шокировала и... немного разочаровала фотоописанием реального, свободного мира. Я ожидала немного большего, ярких красок. Но надо сказать, что фотограф действительно постарался и изобразил настоящую жизнь свободных людей. Хранителей аутентичного, архаичного, древнего. Хранителей того, о чем мы уже давно забыли.



Ссылки: Дом Метенкова , Новости музеев

Posts from This Journal by “Выставки” Tag