Иллюзия

О красоте, атмосферных играх, фильмах, книгах

Каждый кадр в этом фильме — настоящее наслаждение для глаз. Речь идет о фильме "Багровый пик" от режиссера Гильермо дель Торо.
Возникает вопрос: наслаждение, чем? Красотой? Допустим наслаждение красотой. Посмотрела.



Но с чем у каждого ассоциируется Красота?
По Ивану Ефремову:"Говоря этим общим языком, Красота - это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме. А восприятие красоты нельзя никак иначе себе представить, как инстинктивное. Иначе говоря, закрепившееся в подсознательной памяти человека благодаря миллиардам поколений с их бессознательным опытом и тысячам поколений - с опытом осознаваемым. Поэтому каждая красивая линия, форма, сочетание - это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного для данной вещи. Красота и есть та выравнивающая хаос общая закономерность, великая середина в целесообразной универсальности, всесторонне привлекательная, как статуя."

Т.е это наивысшая степень гармоничного сочетания в объекте, сложившегося в результате эволюционирования.
Но, существует и другая красота, которая отражает гармоничность как кривое зеркало, привлекая внимание своей необычностью, уникальностью, диспропорциями, таинственностью, не опознанностью, мрачностью. Красота по ту сторону гладкой зеркальной поверхности разума, отражающего гармоничную реальность. Другими словами -сочетание не сочетаемого.
Говорят, что мозг человечества способен создать только то, что видел он сам, в самых разнообразных сочетаниях. Ничего нового придумать нельзя. Я не совсем согласна с данным высказыванием, иначе не было бы изобретений, открытий, модернизации и т.д. Конечно если человек живет совершенно изолировано в доме, не выходя на улицу, не читая, не смотря ничего и не с кем не общаясь, наверно способности к фантазии у такого человека сведены к минимуму. Но .. здесь возникает опасность сойти с ума и тогда мир фантазий врывается в голову, порой даже страшных фантазий, пулями призраков изрешечивающих пустоту бытия, фантазий направленных на страх. Людям нравится бояться. Нравится ли бояться мне? Сложный вопрос. Нет. Я не люблю сходить с ума от нагнетенного ужаса. Иногда мне нравится заглядывать в чужие головы и видеть выдуманные, мистические страхи, но лишь те, которые поданы с позиции творчества. Выдумывать что-то подобное самой, для рассказов, но не с целью самой же бояться этого. А скорее в качестве создания неопознанного с целью изучения и исследования, восхищения. Мне нравится сама мрачная атмосфера, так будет точнее и правильнее сказать.
Вспоминается Говард Лавкрафт, который в своих рассказах описывал весь тот ужас проникнувший к нему из потустороннего. Его творчество уникально настолько, что произведения Лавкрафта выделяются в отдельный поджанр — так называемые лавкрафтовские ужасы. С детства у Лавкрафта бывали кошмарные сны, но управлять ими или проснуться у него не получалось. Существа с перепончатыми крыльями, которых он называл «ночными мверзями», поднимали его в воздух и относили на «мерзкое плато Лэнг». Эти переживания писатель использовал в творчестве. Так, рассказ «Дагон» — это один из таких снов. После пробуждения состояние Лавкрафта было совершенно безумным, но он нашёл в себе силы записать сон. Перечитывая его через несколько дней, он ничего не изменил. Тоже своего рода мрачная красота ужаса.



Так вот, возвращаясь к фильму «Багровый пик», хочу сказать, что он очень атмосферный, и своей атмосферой он напомнил мне несколько атмосферных компьютерных игр, аналогов которым больше не было и не будет.

Clive Barker’s Undying





Действие игры разворачивается как в Ирландии начала XX века, так и в параллельных измерениях. Согласно сюжету Undying, главный герой Патрик Гэллоуэй, владеющий экстрасенсорными способностями, прибывает в старинное родовое поместье к своему другу Иеремии. Он соглашается помочь ему в борьбе с проклятием, настигшим семью Ковенантов. Попутно Патрику необходимо отправиться в прошлое и умертвить членов семьи, обратившихся в нежить. Игра использует двуручную боевую систему, совмещающую различные виды оружия и заклинаний. Игрок может сражаться с противниками, периодически решать головоломки, в том числе применяя дар ясновидения, и читать дневник, раскрывающий сюжетные подробности.

Одной из реальных проблем игровой индустрии Клайв считал предсказуемость: «Вот пистолет, вот чудовище — вы знаете что делать». Однако сотрудники DreamWorks Interactive были более заинтересованы в создании атмосферы и проработке персонажей, чем в статистике убитых врагов[47]. Хоррору в игре предшествует его предзнаменования — записи в дневнике, звуковые сигналы. Пустынные катакомбы, звуки в тенях, разбросанные трупы создают атмосферу ещё до появления первого врага. Готика в повествовании находит отражение в антураже: дом с приведениями, семья в упадке. Эти элементы, в свою очередь, постепенно преображаются в космический Лавкрафтовый рассказ. События большей части сюжета разворачиваются в особняке. Появление в нём существ зависит от контекста истории. Так Патрик может пересекать кухню множество раз, до тех пор пока не разозлит призрака Аарона и он не станет бросать в героя ножи и другие предметы[49]


Legacy of Kain: Soul Reaver
«События разворачиваются через 1500 лет после Blood Omen. В Soul Reaver рассказывается судьба вампира Разиэля и лорда Каина. Каин калечит Разиэля, после чего бросает последнего в Озеро Мёртвых. Но Старейший Бог спасает Разиэля от полного разрушения и превращает его в «Похитителя Душ». Такое же название имеет и меч Каина.» (с) Википедия
Очень грустная игра, пропитанная истинной готической атмосферой, музыкой, мрачной, холодной красотой. В ней много сложных логических задач. К сожалению, одну задачу я так и не смогла решить, что помешало мне дойти до конца. Одна из моих любимых игр.



Последняя атмосферная игра эпохи. Silent Hill 2
Действие Silent Hill 2 происходит в вымышленной вселенной, частично напоминающей реальный мир, в которой повседневная реальность пересекается с другим, альтернативным миром, и оба они наполнены монстрами.
Игра получила широкое признание со стороны критиков: десять различных изданий поставили проекту максимально высокий балл[24][25]. Большинство обозревателей высоко оценили атмосферность и глубину сюжета, строящегося вокруг любви, ненависти, смерти, преступления и наказания, безумия, а также табуированной тематики сексуального насилия и инцеста[8][26][27][28]. Музыкальное сопровождение, по мнению некоторых критиков, являлось одним из лучших в истории игр[22]. Silent Hill 2 входит в списки лучших игр всех времён, а также занимает высокие позиции в чартах страшнейших хорроров игровой индустрии[33][34]. Спустя месяц после начала продаж было продано свыше одного миллиона экземпляров проекта[35].» (с)



Соглашусь с критиками, музыка в игре имела сильное влияние. Погружающее, давящее, завораживающее, таящее опасность. В головы людей, которые выдумывают подобное хочется открыть дверь и копаться в ней часами, днями, выискивая все новые фантазии.

Для кого-то все это и есть красота – мрачная, готическая, привлекательная, холодная, дисгармоничная, сочетающая в себе не сочетаемое.
А для кого то – лучи первого солнца, играющие бликами на еще не проснувшихся росинках на ярко-зелёной траве.

Обе реальности красоты имеют место быть, и обе по своему притягательны. Просто все люди разные и каждый выбирает свое в этом хаотичном мире, от чего становится счастливее.

Атмосферность Багрового пика мне понравилась, а концовка нет)